|
ПЛОВЕЦ И ВОЛНЫ
Точка – пловец, окружности – волны.
Куда плывет пловец?
Где находился пловец в начале заплыва?
Волна является окружностью с центром в точке появления волны. Центр самой большой окружности и есть место
старта пловца, его первоначального положения. Скорость волны одинакова по всем направлениям. Эта первая волна успела продвинуться
дальше всех. Значит, это окружность наибольшего радиуса. Каждая
волна создается пловцом. Центры всех окружностей изображают последовательные
положения пловца.
Если пловец барахтается
на месте, он создает концентрические кольца волн. Если он движется, то волны сгущаются
в том направлении, куда он плывет, и разрежаются в противоположном направлении.
Сгущение тем сильнее, чем больше скорость пловца. Так будет до тех
пор, пока скорость пловца не сравняется со скоростью волн. Тогда
все окружности – большие и малые – касаются
друг друга в одной точке, в которой находится пловец.
Если пловец движется быстрее
волн, то картина оказывается иной
.
.........
Аналогичные звуковые
волны возникают у самолета, летящего
со скоростью, большей скорости звуковых волн, т.е. со
сверхзвуковой скоростью.
Источник: по материалам книги П.Маковецкого "Смотри
в корень"
Есть еще вопросы по физике? - Отвечаем!
Вернуться к списку вопросов
Кто? Что? Где? Как? Куда? Когда? Какой?
Почему? Каково? Сколько? "Да" или "нет"?
ВОЛШЕБНЫЙ ФОНАРЬ
Физику на заметку.
Как нередко бывает, предтеча кинопроектора — проекционный фонарь появился намного раньше самого кинематографа. В 1797 году патент на его конструкцию взял французский физик-изобретатель Э. Робертсон.
С точки зрения чистоты, по современным понятиям, сам принцип, конечно, не был безупречен. Проекцию уже применяли китайцы в известном всему миру теневом театре, а еще раньше — 3000 лет назад — древнеегипетские жрецы приспособили камеру-обскуру для показа магических действий. Не остался чужд этому и сам Робертсон, использовав на первых порах свое изобретение для мистических представлений. Вы можете убедиться в этом на старинной гравюре.
Волшебный фонарьНо со временем «волшебный фонарь» все более приобретал практическое значение, послужил он и науке. А во время осады Парижа по-своему помог парижанам. Когда город был отрезан противником, поддерживать связь с провинциями приходилось с помощью голубиной почты. И проекционный фонарь Робертсона облегчил расшифровку депеш, присылаемых на микрофотографиях.
В 30-х годах XIX столетия, подытоживая сделанное, Э. Робертсон описал в своих мемуарах различные виды проекционных устройств.
|
|